С рифмой по жизни: как привить любовь к поэзии ребёнку - Her Life
18+
, автор: Нестерова А.

С рифмой по жизни: как привить любовь к поэзии ребёнку

21 марта отмечается Всемирный День поэзии.

Источник фото: @pvproductions/freepik.com

Родителям, несомненно, хочется, чтобы ребёнок вобрал в себя самые лучшие черты. Именно поэтому многие мамы и папы уделяют много внимания формированию художественного вкуса ребёнка, его чувственного восприятия.

В День поэзии эксперты поделились знаниями о том, как "взрастить" в маленьком человеке любовь к художественному слову.

Атмосфера

Композитор, педагог Семён Кривенко-Адамов считает, что одной лишь поэзии недостаточно для того, чтобы ребёнок проникся литературой. "Более правильный подход, когда родители прививают любовь к слову в целом. Здесь на помощь взрослому приходит огромная библиотека сказок, детских рассказов и стихотворений, созданная отечественными и зарубежными классиками. Среди них можно отметить произведения А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена, М. Твена, В. Гауфа, П. Л. Трэверс и других. Важно понимать, что ребенок начинает любить чтение не только благодаря увлекательному сюжету, но и потому, что в процессе слушания происходит запоминание приятной и тёплой атмосферы, в которой он находился ранее. После нескольких сеансов чтения ребенок с нетерпением ждет следующего вечера, чтобы испытать это чувство снова", — говорит он. Родителям или другим близким вполне под силу создать особенную атмосферу во время вечерних чтений. Например, вы можете включить в детской комнате гирлянду с мерцающими огоньками и/или заварить ароматный чай. Но главным "компонентом" таких вечеров станет ваше единение с ребёнком, радостные эмоции, которые захочется переживать вновь.

Девочка читает с бабушкой

Источник фото: @gpointstudio/freepik.com

"По моим личным наблюдениям, любви к поэзии более всего способствует пение детских песен: обычно с развитием голосовых связок дети начинают подпевать при первых же возможностях. Здесь важным аспектом является то, что ребенок не только является пассивным слушателем, но и активно участвует в пропевании слов. А так как в текстах песен есть элементы поэзии (ритм, размер, рифма), то и механика формирования художественного слова становится более понятна уже с раннего возраста", — делится Семён Кривенко-Адамов.

Характер

Все мы разные. Кто-то чрезмерно импульсивен, а кому-то свойственно "олимпийское" спокойствие. Основные черты характера начинают закладываться в ребёнке уже с 3-х лет. Важно вовремя заметить их, чтобы в дальнейшем развивать чадо в соответствии с его личностными чертами.

Дети.

Источник фото: freepik.com

Культуролог Анна Осадчая поясняет: "Можно "привить" любовь к поэзии, если ребенок по характеру сможет её принять. Гуманитарии и технари воспринимают поэзию по-разному. Детям, склонным к мечтательности, будет интересно познакомиться с поэзией и достаточно быстро они "войдут во вкус". Возможно им и самим захочется начать писать стихи. А вот с технарями дела обстоят сложнее. Поэтому их надо знакомить с красотой слова, но не заставлять силой любить то, что им не интересно. Это не приведет к нужным результатам. Действовать надо мягко и постепенно. И понимать, что ребёнок в любом случае найдёт увлечение по душе. Родители могут читать ребенку стихи, обсуждать с ним прочитанное. Можно делать это в игровой форме. Следует понимать, что все дети воспринимают информацию по разному. Визуалу больше понравится читать книжки с картинками.. Аудиал лучше воспринимает информацию на слух. А кинестетику важно подержать в руках книжку, полистать шуршащие страницы, чтобы потом проникнуться содержанием. Поэтому правильная подача информации тоже очень важна. Что касается понимания поэзии, то тут важно соблюдать возрастной диапазон. Есть детские стихи, которые рассчитаны на определённый возраст. Не стоит пятилетнему ребенку предлагать читать Бродского или Мандельштама. Он не поймет смысла, ему будет неинтересно и скучно. Тем самым можно отбить желание погружаться в мир поэзии".

С младых ногтей

Ребёнка легче приучить к чему-либо, если он наблюдает это с самого начала жизни. Так, малыш, которому с детства много читают или, например, водят на занятия в детские литературные кружки/мастерские, априори будет знать толк в литературе, разбираться в поэзии (даже если позднее реализуется в совершенно ином направлении).

Преподаватель литературы в онлайн-школе "Умскул" Фариша Князева подчёркивает важность раннего ознакомления ребёнка с миром литературы, поэзии:

Школьник

Источник фото: @freepik/freepik.com/

"В первую очередь, педагог (или близкий человек) должен сам показать свою любовь к поэзии, в его манере декламирования должны ярко читаться те яркие эмоции, которые ребёнок может перенять... Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка зубрить, это его еще больше оттолкнет от поэзии. Очевидно, что учителя не могут отойти от регламента школьной программы, но и не стоит требовать от детей строгого соответствия предписаниям обучающего процесса. Интересуйтесь, какие стихотворения больше нравятся каждому из них, предлагайте на выбор несколько произведений. Поддерживайте творческие начинания учащихся. Очень увлекательным для обучающихся будет постановка стихотворных спектаклей, где каждый ученик сможет примерить на себя ту или иную роль, прочувствовать эмоции героя и вникнуть в суть произведения. И, конечно, не стоит забывать и про родителей, ведь бóльшую часть времени дети проводят в окружении взрослых, для них они являются примером, поэтому важно, чтобы забота о прививании любви к поэзии лежала не только на плечах учителя, но и подкреплялась со стороны родственников".

Мир рифм, строф и четверостиший огромен и, конечно, достоин того, чтобы показать его маленькому человеку. Не исключено, что однажды войдя в этот волшебный мир, ребёнок со временем станет его большой, значимой частью.

x